С генеральным директором ООО «Средневолжский станкозавод» Станиславом Чижовым мы встретились на полях специализированной выставки «Оборудование, приборы и инструменты для металлообрабатывающей промышленности», которая вот уже в 18–й раз проходила в Москве. Руководитель одного из старейших предприятий 63–го региона поделился с нами впечатлениями об экспозиции и рассказал о планах завода на ближайшее будущее.
– Станислав Геннадьевич, ваш станкозавод был представлен на выставке отдельным стендом, и мы заметили большой интерес к нему со стороны потенциальных партнеров. Вам польстило такое внимание?
– Интересовались скорее не заводом, а нашей продукцией. Подобное внимание для нас традиция, мы регулярно участвуем в этом проекте. В целом у нас достаточно богатый план выставочных мероприятий. В 2017 году мы принимаем участие уже в третьей отраслевой выставке. Что касается интереса к новинкам нашего завода, он объясняется просто: мы на сегодня единственные производители станков высокой точности в России. И поэтому к нам повышенное внимание со стороны отечественных предприятий точного приборостроения из различных отраслей, в т.ч. из оборонно-промышленного комплекса. Аналоги нашей продукции производятся только в Германии и Швейцарии, и они, безусловно, дороже, чем у нас. При этом свою продукцию мы производим уже более ста лет. Среди наших фирменных изделий – универсальные токарные станки прецизионного класса точности: иначе говоря, это машины повышенной, высокой и особо высокой точности. Словом, продукция, которая востребована в нашей стране.
– Кто ваш основной потребитель?
– Помимо предприятий точного приборостроения, относящихся к государственным корпорациям «Роскосмос», «Росатом» и «Ростехнологии», мы поставляем свою продукцию в компанию «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва, на РКЦ «Прогресс», ПАО «Кузнецов» и другие предприятия ОПК, включая концерн КРЭТ – крупнейший российский центр приборостроения, а также на различные оптические заводы. Иначе говоря, у нас достаточно широкий круг потребителей. Заказы поступают со всей страны от Владивостока до Калининграда.
– Вы сказали, подобную продукцию производят только немцы и швейцарцы. А с точки зрения качества и надежности кто выигрывает: мы или западные коллеги?
– По надежности наши станки не уступают зарубежным, объяснение тому простое: мы соблюдаем абсолютно все производственные компетенции. Нам есть над чем поработать, например, с точки зрения дизайна, потому что в станкостроении не бывает неважных вещей. А вплане функциональных возможностей мы стараемся не отставать от ведущих мировых производителей, и нам это удается.
– Каковы тенденции последних лет в части развития Средневолжского станкозавода?
– В советское время мы являлись одним из самых крупных в СССР станкостроительных заводов. Однако в последующие годы мы сжались как по размерам и функционалу, так и по количеству выпускаемого оборудования. Если в советские времена для нас в порядке вещей был выпуск одной тысячи станков в год, то сейчас цифру сто станков за 12 месяцев мы считаем неплохим результатом. При этом поступательно двигаемся вперед в своем развитии. К примеру, самым знаковым событием последних двух лет я считаю нашу кооперацию с ГК «Росатом», которая вышла на нас в 2014 году с предложением начать совместную деятельность на закрытом производстве в городе Заречный Пензенской области на территории ПО «Старт» им. М.В. Проценко. Для нас это было очень хорошим предложением, потому как бизнес станкостроительный отличается в сфере машиностроения своей высокой инвестиционной составляющей. И этот сегмент требует непрерывного обновления технологических парков, постоянных вложений в развитие собственной продукции, в подготовку персонала. На первых порах это было непросто. Но наша совместная работа со «Стартом» дала очень большой простор в действиях и проложила уверенный вектор развития, чего Средневолжскому станкозаводу как раз не хватало. Сейчас мы работаем по кооперационной схеме. У нас есть разделительная ведомость, по которой мы определились, какую номенклатуру деталей выпускаем именно мы. Для одного станка, к примеру, мы производим тысячу номенклатурных единиц. Конечно, тянуть такой технологический комплекс, а мы эксплуатируем более 200 единиц технологического оборудования, – задача, требующая хорошей финансовой устойчивости. Но разделение функционала с ПО «Старт» дает нам возможность сконцентрироваться на тех направлениях, которые мы себе оставили в рамках своих компетенций. И в то же время наши партнеры из Производственного объединения «Старт» развивают свою производственную площадку. С точки зрения производства это достаточно серьезная кооперация. Завод «Старт» взял на себя изготовление всей шпиндельной группы станков с ЧПУ. Мы же делаем все крупногабаритные корпусные детали. Иначе говоря, все, что связано с обработкой чугуна, остается за нами. А обработка стали и высокоточная механика – за нашими партнерами. Но мы оставили за собой реализацию продукции, весь маркетинг и инжиниринг. Все вышеперечисленное для нас – это новый этап развития. И он позволяет нам решить достаточно серьезные вопросы с точки зрения инвестиций.
– Кадры и компетенция персонала.Как вам удается привлекать квалифицированных работников в свои ряды, или речь в первую очередь идет о том, что вы сами обучаете своих специалистов?
– К большому сожалению, российская образовательная система очень сильно деградировала по сравнению с советским временем. И решение кадрового вопроса сегодня исключительно за нами. Если раньше специалистов для нас готовили специализированные училища, действовали соответствующие факультеты в СамГТУ, то теперь к нам на помощь приходят партнеры, в частности, Поволжский государственный колледж, с которым мы активно сотрудничаем в области подготовки кадров, в т.ч. специалистов сервисной службы. Наши инженеры входят в состав ГЭК, ребята проходят на Средневолжском станкозаводе ежегодную практику, это порядка 20 студентов.
Словом, ПГК – основной поставщик наших рабочих специальностей. Что касается инженеров – мы работаем рука об руку с Самарским государственным техническим университетом. Наши специалисты здесь также участвуют в работе государственной экзаменационной комиссии. Перспективных юношей и девушек стараемся завлекать в наши ряды еще со студенческой скамьи. Что касается наших партнеров – на производственной площадке завода «Старт» уже открыта своя группа в техникуме, расположенном в городе Заречный. И надо сказать, практически вся сборка на этом заводе осуществляется молодыми ребятами. Возвращаясь к нашему предприятию, отмечу: мы проводим самостоятельное обучение своих рабочих. Привлекаем в наши ряды лучших специалистов со всей страны, снимая для них жилье. Я вообще глубоко убежден: в кадры нужно инвестировать. Кстати, у нас один из самых молодых в отрасли инженерный коллектив. Конечно, есть ветераны. Но ключевую роль играют специалисты с новым, современным видением, однако неоценимый опыт, накопленный предыдущими поколениями, очень серьезен и действительно неоценим.
– Что касается господдержки – вы ее ощущаете на себе?
– За последние два-три года в этом плане активизировалось правительство Самарской области. Мы дважды получали субсидирование наших затрат по НИОКРу. Размер субсидий, конечно, не в состоянии что-то глобально изменить, но все-таки это поддержка. И ей необходимо пользоваться. Кроме того, мы подали заявку в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, более известный как Фонд Бортника, на коммерциализацию одной из наших разработок. Итог: в 2017 году мы стали лауреатами, и соответствующий грант в Фонде получим.
– Каким вам представляется будущее вашего предприятия?
– Согласно нашей стратегии развития, принятой совместно с Госкорпорацией «Росатом» и другими партнерами, мы все свои усилия будем направлять на развитие станкостроения прецизионных классов точности. План развития именно в этом направлении у нас есть, и он достаточно амбициозен, но совместно с «Росатомом», безусловно, получит свое воплощение. Добавлю: недавно наша продукция прошла экспертизу Минпромторга на предмет российского производства согласно приказу № 3568 от 12.11.2015 г. Мы вошли в реестр продукции, производимой в России с очень большим запасом. Согласно положениям приказа, порог локализации в 2016 г. составляет 30%, в 2017 г. 50%, в 2020 г. 70%. В нашей продукции доля российского производства в универсальных станках 90%, а в станках с ЧПУ 77%. Таким образом, 70-процентный порог, установленный государством на 2020 год, мы успешно преодолели уже сейчас, в 2017-м. Что касается развития экспорта, мы всерьез планируем вернуться на мировые рынки, у нас есть опыт поставок на Кубу, есть согласованный с кубинской стороной проект по организации на острове Свободы сборочного производства. Второе направление нашей международной деятельности – совместная работа с одной из отраслевых иранских компаний. Соответствующее соглашение о сотрудничестве нами недавно подписано, и теперь продукцию Средневолжского станкозавода наши персидские партнеры будут продвигать на рынке Ирана.
Уже этой осенью мы отправляемся на специализированную выставку в Тегеран со своей продукцией, где намерены приобрести новые рынки сбыта. Как вы понимаете, наряду с международными контактами мы будем продолжать развивать внутрироссийские деловые связи. И совершенствоваться в производстве нашей продукции с учетом новейших технологий и достижений прогресса. Вот
наши стратегические цели.
Комментарий
Георгий Самодуров, президент Ассоциации производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент»:
– Самарская компания ООО «Средневолжский станкозавод» нашла свою нишу и активно взаимодействует с предприятиями Росатома с точки зрения организации выпуска продукции для предприятий атомного машиностроения, добившись благодаря этому за два последних года коренного улучшения своего финансового состояния. Достигнуты серьезные результаты в создании самого современного оборудования, между прочим, параметры производимой Средневолжским станкозаводом продукции позволяют выпускать детали с точностью 2-4 микрона, а это не каждому под силу. У предприятия появилась уверенность в завтрашнем дне. Завод находит поддержку региональных властей в лице губернатора и членов областного правительства, которые бывают на производстве и в какой-то степени пытаются ему помогать. Это дает убежденность в том, что у Средневолжского станкозавода есть перспективы развития. Есть будущее.